Chaga (chaga) wrote,
Chaga
chaga

Categories:

Интересная и уникальная пожтехника наших краев. Машина № 5. Немец на курорте

Наши края - не только родная Самарская область, но и, разумеется, ближайшие соседи. И вот у соседей выше по течению Волги, на правом ее берегу, с огнем воюет натуральный музейный экспонат, большая редкость и заслуженный ветеран. Теплый ламповый симпатяга, который наглядно передает дух и стиль отрасли автомобилестроения середины прошлого века. Подавляющее большинство машинок этой модели давно сгинуло в сталеплавильных печах, а те, что остались - отъегорены, местами околхожены и благополучно собирают пыль по музеям и грязь по разнообразным ретро-фестивалям. Причем в отечестве мне такие музейные машины вообще неизвестны, а вот в этих ваших Европах штук пять, пожалуй, наберется.



Есть, правда, вариант, что в Калининградской области еще можно наткнуться на подобный агрегат в каком-нибудь колхозе Ново-Курмышинского района. Но это пальцем в небо - с фотоматериалом по теме, как и с любителями пожарной техники, в анклаве весьма туго. В "континентальной" же части страны ульяновский старичок уникален и неповторим, особенно в бело-полосатом костюме российского ГОСТа.



Самый настоящий, чистокровный немец TLF-16 на шасси Magirus-Deutz F150 D10. Служит в добровольной пожарной команде. Что, в общем, неудивительно: боевой парк профессионалов - федеральных и региональных пожарно-спасательных ведомств - обновляется куда интенсивнее, потому и автомобильных реликтов там практически не сыскать. К сожалению, чаще всего исчезают они не в музей.



А вот добровольцы, выполняющие свою работу за бутерброд и полумифические льготы, довольствуются тем транспортом, какой под руку попадется. Конкретно в 73-м регионе, как и во многих прочих субъектах РФ, две трети местных ДПК тушат пожар силами вот таких АРС-14 (131):



АРС - ни разу не новьё, а списанные из армии "консервы". Десятилетиями они стояли без движения на военных базах запаса, затем переданы в руки пожарных и посильно, кто во что горазд, доработаны под нужды огнеборцев. Третья же часть техники добровольцев - распространенные советские пожмодели, которые служили и продолжают служить в каждой дыре бывшего Союза. Оттого настолько неожиданно было обнаружить в провинциальных сельских полях аутентичную TLF-16, созданную известным и легендарным автомобильным концерном "Magirus-Deutz". И тогда, и сейчас Magirus - один из крупных и авторитетных мировых производителей пожарно-спасательной техники.



"Немец" охраняет от пожаров небольшой кусок Ульяновской области, известный своими источниками минеральных вод. Там всё это дело имеет официальный статус целого курорта, хотя лично у меня слово "курорт" ассоциируется с несколько иными широтами. Приписан к санаторию федерального уровня, хотя по воле расписания выездов мотается еще в пяток окрестных населенных пунктов, включая крупный рабочий поселок. Рядом с базой ДПК пролегает и оживленная трасса сообщением Ульяновская область - Татарстан, так что в довесок немецкая пожарка регулярно прибывает первой на помощь пострадавшим в автоавариях.



Совсем скоро раритету стукнет полтинник, с конвейера он сошел в 1967 году (шасси - 1966). Внутреннее убранство кабины боевого расчета соответствует историческому периоду:



Хром на торпеде и некоторых внешних деталях выдает классику эпохи с головой:





Меж передних кресел сохранилась родная радиостанция с исторической "телефонной" трубкой (Алло, прачечная?):



За спинами бойцов висит перечень некоторого оборудования (частично с характеристиками), которым напичкан Магирус:



Комфорт немецких пожарных 50-летней давности:



Европейская маркировка TLF плюс-минус соответствует нашей АЦ (автоцистерна). Однако для бойцов отечественной службы "01" здесь многое и выглядит сильно иначе, и расположено в непривычных местах.

В средний отсек по левому борту немцы воткнули небольшую (!) и удобную катушку для намотки рукавов:



В СССР/России нечто похожее по смыслу тоже использовалось. Это была огромная, неудобная и тяжеленная конструкция, подвешенная к заднему свесу АЦ. Та "бобина" изрядно добавляла габаритов и без того немаленькому грузовику, а при движении задним ходом с водительского кресла слышались негромкие, но крепкие и ёмкие комментарии. Десятки пожарных гарнизонов страны отказались от катушки еще в советское время. Впрочем, такую штуковину и нынче продолжают юзать в отдельных городах, которые реально можно посчитать по пальцам рук. В их число, к слову, входит Москва и вообще не входят регионы Среднего Поволжья.

С правой стороны, в нижнем заднем отсеке, размещена вторая катушка - нормального (или высокого - хз) давления. Содержимое остальных отсеков вполне привычно любому отечественному пожарному.



К дверцам на языке Геббельса и Геринга Шиллера и Гёте прикручено описалово содержимого. По табличке на каждый борт пожарной надстройки:



В неожиданном месте уложены и напорно-всасывающие рукава - на ступеньке, под порогом кабины боевого расчета, с обеих сторон автомобиля. Удобнее некуда: нагнулся, взял и потащил. У нас же их традиционно запечатывают в металлические пеналы и крепят сверху надстройки. В зависимости от модели отечественной пожарной машины добраться до пеналов и спустить вниз напорно-всасывающие рукава бывает не так-то просто. И уж в любом случае - немецкий вариант укладки экономит во время пожара те самые "драгоценные секунды", о которых так любят писать в противопожарных листовках и памятках.



Много любопытного и на крыше. Центр занимает архаичная деревянная лестница-двухколенка - сегодня такие уже нигде не используются. Справа и слева деревянные настилы, чья функция очевидна: защитить крышу надстройки от вмятин и прочих повреждений. Элементарнейший способ поберечь технику и продлить ей срок службы. Надо ли описывать, как выглядят крыши наших пожарок после нескольких лет эксплуатации?



Ны крышу кабины (фото выше) нанесена крупная маркировка "ST 2143" - таковы в Германии требования к аварийно-спасательной технике. Принадлежность машины отлично просматривается как с верхних этажей здания, так и, например, из вертолета, кружащего над местом происшествия.

Другое обозначение из прошлой жизни "немца":



Еще полвека назад конструкторы Магируса предусмотрели в задней части надстройки, над насосным отсеком, специальную площадочку. Во-первых, очень удобно доставать с крышы часть пожарно-технического вооружения и заправлять пустую цистерну водой, не поднимаясь высоко. Во-вторых, минимален риск навернуться сверху вниз, споткнувшись или зацепившись обо что-нибудь штаниной. В-третьих, вновь экономится время боевого развертывания по прибитии на пожар. Где же доводилось видеть похожую инженерную мысль на родных пожарках? А, вспомнил - нигде. Короче, практичные и смекалистые немцы, больше и добавить нечего.



Выдвижная мачта освещения с огромным прожектором и типовые для Германии второй половины прошлого века проблесковые маячки:



Насос из 60-х. Конечно, по современным меркам его производительность небольшая - 1600 литров в минуту. В переводе на принятую у нас систему измерений - около 26 литров в секунду. Чтобы было понятнее: самый распространенный насос и советских, и современных российских пожмашин выдавал/выдает 40 л/с. А, например, нефтяники в последние годы комплектуют свои объектовые ПЧ техникой с насосами по 60 и 70 л/с.



И ценные указания к устройству:



В Ульяновскую область TLF-16 пригнали в 2000 году из Калининградской области (ожидаемо). Но там она не служила, а попала на местный рынок подержанных авто прямиком от немцев. Вместе с Магирусом санаторий приобрел до кучи и два грузовика MAN под хозяйсвенные нужды. С учетом солидного возраста состояние пожарки - почти отменное.

Самоклейка снаружи дверцы первого отсека черным по белому гласит: "Feuer-Unfall Noruf 112". В литературном переводе на русский соответствует заученному с детства "При пожаре звонить 01".



Положа руку на сердце, вот абсолютно невозможно представить себе изделие доморощенных производителей пожтехники, которое находилось бы в столь же бодром состоянии и без капитального ремонта даже не полтинник, а хотя бы лет 10-12.



Тем, кто в теме, могу добавить, что за полтора десятка лет службы в России бочка раритетного Магируса не дала ни одной течи, не срывалась с креплений, не просела и не завалилась на бок вместе с надстройкой. Чем готов ответить российский спецавтопром? Известно чем - ничем.



Вместе с музейным фактически экспонатом добровольным пожарным от германских коллег перепала и часть оригинального обмундирования - маленький бонус в виде немецких пожарных касок. И боевая экипировка, и своеобразный сувенир на память:



Такой "немец". Живой кусочек мировой автоистории.

Первый псто из этой серии про раритетный пожарный ГАЗ-63 лежит тут.
Второй псто о самой высотной и самой тяжелой пожарке Самарской области - тут.
Третий псто об артиллерийском гусеничном тягаче на пожарной службе - тут.
Четвертый псто с пожарным "Захаром" ЗИЛ-157 - тут.
Tags: brd, большие красные машинки, дойц, зилговновозил, магирус, огнеупорцы, пч, с голубым огоньком, уобласть
Subscribe

  • На Донецк...

    ...следует этот автобус с номерами ДНР по федеральной трассе М5 "Урал" в Самарской области. Фоточка недельной давности, а вспомнил я про…

  • Поправки в конституцию: что скрывается за ширмой

    Не, оно понятно, что заголовок из серии "как пробиться в топы, не вылезая из жопы". Но на деле ни капли вранья, реально покажу - что же…

  • Новости нашей избушки

    В доме, где я живу, на этаже по три квартиры. Две соседние со мной - в целом нормальные люди. Да, бывают периоды, когда они совсем не фонтан, но…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • На Донецк...

    ...следует этот автобус с номерами ДНР по федеральной трассе М5 "Урал" в Самарской области. Фоточка недельной давности, а вспомнил я про…

  • Поправки в конституцию: что скрывается за ширмой

    Не, оно понятно, что заголовок из серии "как пробиться в топы, не вылезая из жопы". Но на деле ни капли вранья, реально покажу - что же…

  • Новости нашей избушки

    В доме, где я живу, на этаже по три квартиры. Две соседние со мной - в целом нормальные люди. Да, бывают периоды, когда они совсем не фонтан, но…