Chaga (chaga) wrote,
Chaga
chaga

Categories:

Интересная и уникальная пожтехника наших краёв. Машина № 1. Северный ветеран

В моей жизни существует совсем мало вещей, мимо которых я не смог бы пройти равнодушно. Даже вдоль магазинной витрины с масштабными копиями автомобилей - легко и с холодной головой (собирателю полезно себя заставлять, ага). Но только не мимо большой красной машинки. Настоящей, а не в миниатюре. И неважно, случайно она попалась на пути, или к ней необходим марш-бросок на другой конец региона, в глухие сельские курмыши. Эта странная любовь человека к пожарной технике, если простыми словами, напоминает отношения мухи и варенья. Именно варенья, а не того другого, на что так же часто слетаются мушиные стаи. Потому что никто в здравом уме не будет отгонять насекомое от кучи говна, а от банки с вареньем, равно как и от пожарной машины - гоняют. Не всегда, но бывает. В отдельных случаях, когда такое имело место, даже и ссаными тряпками. На этот счет можно накатать целый сборник реальных историй - как из серии добрых смешных курьезов, над которыми можно поржать аки конь, так и под рубрикой "Все ебанулись".



Весь этот дисклеймер, затяжной и лирический, написан к тому, что за последние восемь лет в домашнем фотоархиве скопились тысячи снимков очень разнообразной пожтехники. Десятки большин красных машин, как обычных, так и удивительных, немного профильной авиации и флота, а местами - внезапно - и настоящих танков на службе пожарной охраны. Ибо транспорт борцов с огнем - это не только колёса, бочка с водой и "шланг", как представляют многие. Вот и буду периодически накидывать в свой блевничок любопытные экземпляры, встретившиеся в жизни. Редкие, старинные, уникальные, выносящие мозг, ну или просто чем-то заслужившие к себе внимания.



Хотя, пожалуй, на первый раз покажу именно обычную "бочку со шлангом". Впрочем, обычной она была для поколения моего деда, а никак не в наши дни. Этот конкретный экземпляр сошел с конвейера Варгашинского завода противопожарного оборудования (Курганская область) в 1953 году. Так утверждается. Есть мнение, что все-таки на несколько лет позже, но документы на машину за время ее нелегкого боевого пути переделывались многократно, а заводская табличка давно спилена с борта - еще тогда, когда грузовик сняли с учета и готовили к сдаче в утиль. Но в любом случае известно, что последние такие ПМГ-19 на шасси ГАЗ-63 умельцы из поселка Варгаши выпустили в 1964-65, то есть этому "газону" в лучшем случае стукнул полтинник, в худшем - пошел седьмой десяток. Столько, ежу понятно, боевая спецтехника не живет, за вот такими редкими исключениями и только благодаря энтузиазму неравнодушных людей.



По другому эта модель маркировалась еще и как АЦП-20 (63) мод. 19. Сказать, что для современной России это весь из себя редчайший мастодонт, сохранившийся чудом, значит соврать. По стране их еще немало, и даже не пять, но либо они отъегорены и мертвым грузом блестят в музейных экспозициях, либо догнивают под открытым небом в виде памятников самим себе - обычно на бетонном постаменте во вдоре какой-нибудь образцово-показательной пожарной части, куда водят окрестных школьников. В поездках я неотнократно натыкался на подобные автопамятники, но, чесгря, в большинстве своем они навевают безысходную тоску, и не вызывают гордость ни за отечественный автопром, ни за пожарную охрану.



Машина же, которая на фото, не повторила судьбу своих одногодок. Она не только ходовая, но и заводится с первого раза. Еще и служит в самой северной (до 2012 года) профессиональной пожарно-спасательной части Самарской области. Причем служит - в буквальном смысле. Хотя внутри надстройки давно уже нет насоса для подачи воды (как, вероятно, и самой ёмкости), во время памятных лесных пожаров 2010 года ветеранистый "газик" вполне успешно подвозил к очагам возгорания шанцевый инструмент, бензопилы, питьевую воду и обеды для бойцов. Там, где в условиях аномальной жары закипали современные пожарные ЗиЛы, эта ПМГ-19 не подвела ни разу.



Кроме того, на момент съемки машинка еще числилась, пусть и формально, в боевом резерве ПЧ: если проще, то в случае какого-то серьезного пожара ГАЗ-63 отправился бы "на адрес" в качестве дополнительных сил (в помощь основным цистернам). Работа пожарных - это же не только поливать водой, но в первую очередь - спасать людей, а автомобиль-ветеран легко может доставить к месту ЧП набор разнобойных спасательных штуковин + 5 человек личного состава. Иными словами, несмотря на ряд оговорок, 50/60-летний раритет очень живой, к тому же периодически воюет. Ну и да, в нашем регионе он такой единственный, чем тоже заслуживает место в списке любопытных и уникальных пожмашин.



В мирное время ПМГ-19 участвует во всяких парадах ретро-автомобилей и прочих патриотических движухах. Зная это, накануне визита в ПЧ слёзно просил его нынешних хозяев не обвешивать редкий экземпляр всякой праздничной бутафорией. Но, блин, не судьба. А с другой стороны - да и пускай, людей можно понять. То, что в глазах горожанина выглядит цирком, для обитателей тех окраинных деревень, где живет реликт, это повод с гордостью и при параде показать гостям заслуженного старичка, которого они подняли из ржавья собственными руками.



Поднимать было непросто. Пожарные возились с ним не один месяц, в свое личное время, и довели до ума в 2005 году. Вот в таком виде он умирал на сельских задворках:



Те, кто интересуется пожарной техникой, видят, что конструкция ПМГ-19 уже не оригинальная, а существенно околхоженная. Но, судя по архивному снимку выше, околхозили его задолго до реставрации. Да и изготовить в условиях удаленной деревни аутенчиные заводские выштамповки кузова взамен сгнивших - работа для Супермена, которого, к сожалению, в Самарской области так и не нашлось.



А вот кабина боевого расчета - фактически оригинальная. Комфорт 60-летней давности:





Забыл уточнить у пожарных, но местный историко-краеведческий музей подсказал, что это самый первый пожарный автомобиль, заступивший на службу в Челно-Вершинском районе Самарской области.



Вообще же не могу сказать, что в нашем регионе сильно трепетно относятся к уникальной и исторической пожарной технике. Кроме вот этой ПСЧ, где поставили на колеса ПМГ-19, есть еще одна ведомственная ПЧ, передавшая редчайшую, но отслужившую своё пожмашину, в музей на хранение. Помню эти примеры, и при случае привожу их. Но больше, ясен красный, запоминаются обратные: несколько лет назад в Тольятти списали диковинный и единственный в России пожарный автоподъемник на шасси Fiat. Машина, и никто с этим не спорит, была уже почтенного возраста, но счастливый билет на реставрацию или достойное место в музее она так и не вытащила. Сгинула, не оставив после себя даже сколько-нибудь толковых фотографий.



Такой ветаран.
Tags: большие красные машинки, газон, огнеупорцы, с голубым огоньком, сиделькино
Subscribe

  • На Донецк...

    ...следует этот автобус с номерами ДНР по федеральной трассе М5 "Урал" в Самарской области. Фоточка недельной давности, а вспомнил я про…

  • Поправки в конституцию: что скрывается за ширмой

    Не, оно понятно, что заголовок из серии "как пробиться в топы, не вылезая из жопы". Но на деле ни капли вранья, реально покажу - что же…

  • Новости нашей избушки

    В доме, где я живу, на этаже по три квартиры. Две соседние со мной - в целом нормальные люди. Да, бывают периоды, когда они совсем не фонтан, но…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments